Как здоровье водителей влияет на безопасность поездки?

Всем пассажирам автобуса, троллейбуса, трамвая, метро, такси хочется знать, что их везет надежный и профессиональный водитель или машинист. Но дело не только в навыках и умениях, но и в здоровье управляющего транспортным средством: от него зависит степень концентрации, способность грамотно оценить обстановку и вовремя принять решение. Давайте попробуем разобраться: а что действительно мы знаем о тех, кто нас везет?

По статистике, большинство ДТП происходит по вине человека. Причина — усталость, сонливость, стресс и депрессия, прием алкоголя или медицинских препаратов. О том, есть ли надежные способы проверить функциональное состояние водителя перед поездкой, «Фонтанке» рассказал заведующий лабораторией физиологии труда и профилактической эргономики НИИ Медицины труда РАН, кандидат психологических наук Василий Сериков.

— Почему так важен вопрос здоровья водителей? Как оно влияет на безопасность дорожного движения?

— По данным экспертов, 90–95% всех происшествий на транспорте происходит по причине человеческого фактора. Известно, что в Европе потери от происшествий на транспорте составляют около 500 млрд евро. Для сравнения: в РФ — около 1 трлн руб. Поэтому и запускаются такие программы, как «Безопасные дороги», «Умный город» и др. В Евросоюзе также существует специальная программа по безопасности на дорогах: улучшают инфраструктуру, ввели мониторы движения глаз, тахографы и многое другое. Но несмотря на огромные финансовые вложения с 2000 г. результат в Европе достигнут относительно небольшой: аварийность снизилась на 18% и потом снижение прекратилось. Вышли на плато. И это неудивительно, потому что наибольший вклад в аварийность вносит не состояние дорог, а самочувствие человека.

Человеческий организм состоит из 12 основных систем, и они все должны работать сбалансированно. Если в одной из них что-то нарушается, это отражается на общем состоянии, которое влияет на способность человека управлять транспортным средством. Актуальный пример: мы уже второй год живем в эпидемии коронавируса, а он, помимо прочего, приводит к пост-ковидной депрессии. В таком состоянии человек неадекватно будет оценивать дорожную обстановку. Именно поэтому важно оценить в комплексе и физическое, и психоэмоциональное состояние.

— Кто должен следить за тем, чтобы водитель выходил на рейс здоровым?

— На базовом уровне ответственность несет работодатель, который опирается на 20-ю статью Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и на приказ Министерства здравоохранения №835-Н от 15 декабря 2014 г. «Об утверждении порядка прохождения предрейсовых медицинских осмотров», где как раз и расписан весь порядок. У каждого руководителя есть выбор: действовать согласно минимальным требованиям, которые предъявляет закон, или исходить из понимания важности этого вопроса и оценивать эффективность и результаты работы любой из применяемых систем предрейсового осмотра или онлайн-мониторинга.

Еще один уровень — ответственность самого водителя. Если он приходит на работу и чувствует себя не очень хорошо, то может сказать об этом, а не скрывать свое состояние. Понятно, что это вопрос заработка, который для большинства, к сожалению, оказывается важнее здоровья.

— Что входит в предрейсовый осмотр?

— По закону снимается минимальное количество показателей: пульс, давление, температура, проводится алкотест. Эти базовые параметры не отражают реального состояния человека. Например, у работника нормальное давление, пульс 74, вышел в рейс — и произошла внезапная смерть. Потому что никто у него не проверял наличие нарушений ритма сердца и, тем более, не оценивал именно психофизиологическое состояние. Для адекватной оценки таких вещей нужно специализированное оборудование.

— Какие проблемы со здоровьем чаще всего становятся причиной происшествий на транспорте?

— Согласно исследованиям, в первую очередь это монотония, усталость, сонливость, потеря внимания и сниженная скорость реакции (около 58%). Влияние алкоголя, медицинских и запрещенных препаратов — около 16,5%. Стресс и заболевания — около 13,5%. Другие причины, вызванные плохим психофизиологическим состоянием (около 12%). Особо следует отметить сердечно-сосудистые заболевания, которые приводят, в конечном итоге, к внезапной смерти. Их развитию способствует стресс, в котором современный человек находится практически всегда — особенно на дороге. А во время повышенной тревоги человек совершает максимальное количество ошибок, типичных для вождения. К тому же, если эмоция не выходит наружу, то она бьет по внутренним органам: страдают сердце, желудок и все остальное.

— Итак, если резюмировать: что должен знать пассажир, который садится в автобус, троллейбус или такси?

— Он должен понимать: есть компании, которые относятся к безопасности движения серьезно — помогают водителям сохранить здоровье, применяют самое современное оборудование и методы, чтобы предотвратить опасные состояния, из-за которых может произойти авария. Что существуют специализированные компании, осуществляющие предрейсовый медосмотр водителей, благодаря которым пассажиры могут себя чувствовать в безопасности.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *